Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы, требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате где та изложены принципы и правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины. Они проводились (проводятся и сейчас) под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное, навыки от людей старшего поколения.

После смерти мусульманина над ним совершаются следующие действия. Из-под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юго-запад), руки вдоль тела. Чтобы не открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову чаще всего полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например ножницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.

Похороны, как и прежде, стараются провести как можно быстрее; как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон: ожидание приезда родных и т. д. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается (хоть и не очень желательно!).

Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно люди: те, кто постарше, приходят с четками и сидят возле него, произнося молитву. Ночное бдение называется (тэн саклау) — караулить ночь (тэн чыгу). Сейчас на ночное бдение собираются пожилые, причем, не обязательно родные. Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек, с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин — женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят. Их функции четко распределены: один обмывает (он руководит всем в данном случае), другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы. Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это — кабер башлаучы-начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу-лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лзхет-с правой стороны. Выкопанную могилу пустой не оставляют: либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное — лом, топор, лопату. Выносят покойного ногами вперед. Во дворе-переворачивают. Несут покойного на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем, как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины совершают особый намаз — погребальную молитву (женаза). Хоронят, как и прежде, без гроба. Если и хоронят в гробу (в городах), то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями либо она вообще отсутствует Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускаются три самых близких родственника. Покойного опускают на трех полотенцах. Находившиеся в могиле выходят из могилы опоясанные этими полотенцами (как правило, сейчас это вафельное полотенце длиной 2,5 м). Отверстие ниши раньше закладывали камышом, необожженным кирпичом. Сейчас закладывают обыкновенным кирпичом. После того как бывает засыпана могила, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получают «показывающий могилу», опускающие в могилу, читающий Коран и т.д.

При захоронении умерших мусульман нельзя использовать искусственные венки, цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).

Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые включают в себя поминки на третий день после похорон, на седьмой, сороковой день и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть при угощении подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг кажд мусульманина.

Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по мусульманским обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Духовное управление мусульман Сибири: г. Омск, ул. 20-я Линия, 102, тел. 8(3812)36-97-52.

Похожие записи