Святая Церковь с самых первых времен своего существования особо прилежно относится к останкам умерших христиан.

По вероучению Церкви тело человека является храмом бессмертной души, которое в будущей духовной жизни, по слову апостола Павла (1 Кор. 15,5 3), благодатью Божией будет преобразовано в нетление и бессмертие.

Историческое основание погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение умерших предваряется совершением различных символических действий. Тело умершего христианина родственники омывают водой, это действие делают с той мыслью, что оно должно предстать Богу в чистоте и непорочности. По омовении тело усопшего одевают в новые или чистые одежды, чем выражается вера в будущее обновление тела по воскресении. При этом в выборе одежды соблюдается соответствие с званием и служением усопшего, хак как каждый человек должен будет дать ответ на будущем суде не только по долгу христианскому, нои подолгу служения.

Тело умершего священника облачают в священнические одежды, тело военнослужителя одевают в военный мундир и т.д. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе, а затем полагают во гроб, сверху покрывают саваном (покрывалом для умерших).

Во гробе умерший полагается лицом к небу, с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, с руками, сложенными на груди крестообразно (правая поверх левой). Лоб умершего украшается венчиком (он дается в храме вместе с разрешительной молитвой), а в руку полагается погребальный крест (он также дается в храме), сверху савана кладется икона Христа Спасителя, если умерший мужчина, и Божией Матери, если умершая женщина. Гроб с умершим ставится в комнате перед иконами, возле которых возжигаются крестообразно свечи или зажигается лампада. В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтыри над телом умершего. Чтение псалмов по умершим есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которые проистекают из материнских попечений ея о чадах своих, заботливо устрояющей спасение их от рождения до смерти и не оставляющей их после смерти. Для чтения псалтыри над умершим родственники усопшего должны обратиться в ближайший храм и пригласить для этой цели человека. Если нет возможности совершить чтение псалтыри над телом умершего, то псалтырь можно читать дома перед иконой и возженной лампадой. До погребения и после него об умерших служатся панихиды и литии.

Под словом панихида разумеется церковная служба, по своему составу представляющая из себя сокращение чина погребения или отпевания. Лития — усиленное всенародное моление — совершается перед выносом усопшего из дома, по опускании его в могилу, а также после завершения всего чина погребения. Лития также входит в состав чина отпевания и панихиды. По сложившейся практике прощание с умершим происходит следующим образом. Родственники и знакомые, подходя ко гробу, где лежит умерший, осеняют себя крестным знамением и целуют икону, которая должна лежать поверх савана, а затем целуют венчик. После прощания умерший полностью покрывается саваном, и священник (если не будет священника, то благочестивый мирянин) крестообразно посыпает тело умершего землей (предает тело земле), произнося слова «Гэсподня земля, и исполнения ея, и вси живущи на ней». Нужно помнить, что погребение умершего без церковного чина отпевания недопустимо (за исключением самоубийц). Каждый православный человек должен быть отпет и предан земле на третий день со дня смерти. Под именем погребания разумеется и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как правило, отпевание умершего происходит в церкви, для этого тело умершего ставится в храме головой к западу, а ногами к востоку. Желательно прощание с умершим родственники должны производить в храме, здесь он священником крестообразно посыпается землей и закрывается гробовой крышкой. Для умерших существуют особые дни поминовения — третий, девятый и сороковой со дня смерти, дни ангела, рождения и смерти. В эти памятные дни в храме служатся панихиды об умершем, а дома накрываются поминальные столы. Также четыре раза в году совершаются особые заупокойные службы, в родительские субботы и в великий пост со второй недели в субботу совершаются также заупокойные службы.

При отпевании умершего, а в некоторых случаях и при совершении панихиды или литии в память об усопшем ставится на особом столе кутия или коливо, т.е. сваренные зерна или риса, или пшена, насыщенные сахаром или медом, украшенные мармеладом, отчего кутия всегда имеет сладкий и приятный вкус. Семена, приправленные сахаром или медом, означают веру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую приятную жизнь. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресение и их блаженной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим верным чадам воскресение и жизнь вечную. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает и впоследствии приносит обильный и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертью земле, опять восстанет из небытия в вечное блаженство.

Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по православным обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в Омскую Епархию: г. Омск, ул. Интернациональная, 25, т. 8(3812) 25-37-03.

Похожие записи